Беззеркалки… На сегодняшний день — это самый молодой класс фотоаппаратов. Но что уж скрывать, он не только самый молодой, но и самый загадочный для большинства фотографов. В статье мы постараемся расставить все точки над i в вопросах, связанных с беззеркальными камерами.
В чем плюсы и минусы их конструкции? Может ли сегодня беззеркалка конкурировать с зеркалкой? Для кого идеально подойдет такой фотоаппарат?
Зачем фотоаппарату зеркало?
В создании этого материала нам помог Андрей Курганов, старший менеджер отдела маркетинга цифровой продукции компании Sony Electronics в России и странах СНГ. Он ответил на ряд интересных вопросов, касающихся современных технологий производства фотоаппаратов, в том числе беззеркалок. Так что отдельные главы этой статьи мы дополнили небольшим интервью. Вас ждет самая актуальная информация из первых рук и некоторые ранее не публиковавшиеся факты.
Эволюция фотоаппаратов
Для начала давайте совершим экскурс в историю фототехники. Какими были самые первые камеры? Их конструкция отличалась простотой: ящик, с одной стороны которого установлен объектив, а с другой — пазы, в которые вставляется либо матовое стекло, либо кассета с фотопластиной. Перед съемкой фотограф выстраивает композицию и наводит резкость по изображению, проецируемому на матовое стекло объективом. Все предельно просто и эффективно. Далее матовое стекло заменяется фотоматериалом (и это самый сложный момент, потому что для установки фотопластины необходима полная темнота), и делается снимок!
Все дальнейшее развитие фотоаппаратов шло по пути усложнения конструкции. Довольно скоро появились камеры, использующие вместо фотопластин пленку (скажем спасибо за это Джорджу Истману, предопределившему вектор развития фотографии на ближайшие сто лет). Вместе с этим у фотографа исчезла возможность смотреть через объектив на мир: для выстраивания композиции стали применяться отдельные видоискатели. Это могла быть простая металлическая рамка или сложный дальномер, отвечающий также и за наведение на резкость (именно такая конструкция характерна, например, для легендарных камер Leica, отечественных ФЭД и Киев). Существовали даже двуглазые фотоаппараты, один объектив которых отвечал за формирование изображения на пленке, а второй использовался для визирования по матовому стеклу. И именно в таких камерах впервые появилось зеркало, которое служило лишь для переотражения света под углом 90 градусов в шахтный видоискатель. Не правда ли, звучит как-то… несолидно? Но во всех современных зеркальных фотоаппаратах зеркало выполняет примерно те же функции: лишь переотражает прошедший через объектив свет или его часть в видоискатель.
В 1950 годах компанией Asahi (впоследствии переименованной в Pentax) была разработана конструкция фотоаппарата, которой суждено было господствовать на рынке более полувека. Это был классический зеркальный фотоаппарат, в видоискателе которого фотограф мог видеть ровно то же, что видит объектив, благодаря переотражению света зеркалом в пентапризменный видоискатель. Успех такой камере был гарантирован, ведь она позволяла использовать сменную оптику, точно и быстро наводиться на резкость, оперативно реагировать на происходящее перед объективом. А зеркало? Оно все так же убиралось с пути света в момент нажатия кнопки спуска, являясь важным вспомогательным элементом в процессе создания фотографии, но никак не влияя на само качество получаемых снимков.
С развитием электроники зеркальные фотоаппараты научились сами перематывать пленку и измерять экспозицию, а в 1985 году компания Minolta выпустила первые серийные автофокусные фотоаппараты. Да, это тоже были зеркалки! Именно тогда, с модели α7000, началась история современной сначала зеркальной, а теперь и беззеркальной серии Alpha.
Для наведения на резкость использовался специальный датчик фазовой детекции. Чтобы свет попал на него, часть основного зеркала фотоаппарата была сделана полупрозрачной, а за ним располагалось второе, вспомогательное зеркало, переотражаюшее свет на датчик фокусировки. Слишком сложная конструкция? В 1985 об этом никто не задумывался: это был технологический прорыв, определивший вектор развития на ближайшие два с лишним десятка лет.
К началу двухтысячных, когда пленку в зеркальном фотоаппарате наконец заменили кремниевой матрицей, конструкторы уже научили систему зеркал быстро подниматься и опускаться, обеспечивая высокую скорость серийной съемки, а датчик фокусировки мог состоять из множества точек. Но была и обратная сторона медали: сложность конструкции никуда не делась и порой вызывала и вызывает ряд проблем у фотографов. Например, использование для фокусировки отдельного сенсора обуславливает проблему фронт- и бэк-фокуса (систематический промах автофокуса). Точки фокусировки по-прежнему не могут покрывать всю площадь кадра. А сам фотоаппарат, несмотря на все усилия инженеров, просто не способен скинуть лишние граммы и сантиметры: из-за громоздкого механизма зеркала и видоискателя он обречен быть относительно большим и тяжелым.
Все новое — хорошо забытое старое. Беззеркалки
Альтернативные пути развития фотоаппаратов существовали всегда. Та же Leica и по сей день делает отличные дальномерные камеры. А еще в конце 1990-х появились первые цифровые компакты, которые подобно самым первым фотоаппаратам могли показывать на экране, как на матовом стекле, именно то, что видит объектив. Простота визирования по дисплею подкупала новичков и профессионалов: каких-то десять лет назад «мыльница» была в кармане каждого фотолюбителя. Но несменный объектив таких моделей ограничивал спектр доступных сюжетов съемки, а применяемые в них крохотные матрицы не могли обеспечить высокого качества изображения. Казалось, что альтернативой им могут быть только зеркалки с их большими матрицами и огромным парком сменных объективов, но конструкторы решили вновь обратиться к истокам.
Оказалось, что в XXI веке вполне можно обойтись без усложнения конструкции фотоаппарата. Как и в XIX веке за основу был взят черный ящик, с одной стороны которого устанавливался сменный объектив, а с другой светочувствительный элемент — матрица. Оценивать будущий кадр фотограф мог уже не по матовому стеклу, а по жидкокристаллическому дисплею, изображение на который в режиме реального времени передавалось с матрицы. Как видите, зеркалу в таких фотоаппаратах места не нашлось. Инженеры его просто выкинули за ненадобностью, уменьшив размер и вес фотоаппарата, а также затраты на производство. Так появились беззеркалки, позволяющие подобно своим зеркальным собратьям использовать сменную оптику и обладающие большими матрицами для обеспечения высокого качества изображения.
Примечательно, что наряду с названием «беззеркалки» сегодня используется термин «компактные системные камеры», по своей сути более точный.
Георгий Полицарнов: «Беззеркальные фотокамеры также еще называют Компактными Системными Камерами. Я слышал, что в компании Sony вы отказались от использования этих названий? Это правда? Почему? Как же вы тогда называете эту категорию?»
Андрей Курганов: «Я помню, когда мы только запускали наши первые беззеркальные камеры NEX-5 и NEX-3 в 2010 году, мы обсуждали с нашими коллегами из многих других стран, что название беззеркальные (или mirrorless по-английски), которое активно использовалось на тот момент — не самое лучшее. С одной стороны, оно действительно подчеркивает разницу между зеркальными камерами, и теми, в которых этого зеркала нет. С другой стороны, название категории должно нести более емкую смысловую нагрузку, а не обозначать отсутствие какого-то конструктивно неважного элемента. Это, как, например, автомобили с автоматическими коробками называть «безмеханиками».
И тогда мы все, маркетологи компании Sony, решили предложить в режиме мозгового штурма несколько вариантов новых названий, а затем проголосовать за наилучший вариант на взгляд большинства. Так мы пришли к названию Компактные Системные Камеры (или CSC – Compact System Cameras) и поддержали его. Тем более что название это было не ново, и уже некоторое время, пусть неактивно, использовалось на рынке. Я сам тогда участвовал в этом голосовании, предлагал вариант CSC и голосовал за него.
Что это название означает? Самое важное слово в этом сочетании — это Системные. Система означает, что вокруг фотокамеры может быть выстроена экосистема совместимых аксессуаров — объективов, вспышек, вертикальных рукояток, батарей, микрофонов, кофров. Все то, что по совокупной стоимости порой в разы превышает стоимость самой камеры. И то, что держит фотографа в рамках «Системы» одного бренда. В будущем, по мере устаревания фотокамеры, фотограф просто меняет фотоаппарат на новый, оставляя при этом саму систему. Правда, это описание больше всего подходит для зеркальных камер? Так оно и есть! Зеркальные камеры и есть системные. Только они некомпактные, большие и тяжелые. И вот для того, чтобы показать отличие новой категории от зеркальных камер, в название было добавлено слово «компактные». То есть то же самое, что зеркальные, но меньше по габаритам и весу.
К сожалению, время показало, что это название тоже не лучшее. Фотографы в первую очередь читают слово «компактные» и сразу же записывают камеры, к ним относящиеся, в «мыльницы». Это происходит на подсознательном уровне. Мы проводили много исследований. Многие фотографы даже не смотрят на характеристики камеры и, услышав слово «компактная», сразу относятся к камере, как к несерьезной.
Поэтому нами в компании Sony было принято решение переименовать полностью эту категорию и вынести в название самое главное. Так появились наши ILC — Interchangeable Lens Cameras — камеры со сменной оптикой. Именно сменная оптика — главное, что есть и в зеркальных и в беззеркальных камерах. Как же мы отличаем классические зеркалки от беззеркалок?
Очень просто: они отличаются байонетом, т. е. способом крепления объектива к камере. ILC-E — камеры со сменной оптикой, байонет Е. Это все те камеры, которые ранее назывались NEX. ILC-A — камеры со сменной оптикой, байонет А. Это те камеры, которые ранее назывались SLT или DSLR. Таким образом, как нам кажется, смысловой акцент в названии становится более правильным.
Я также помню, даже обсуждалась активно используемая на тот момент в среде фотографов аббревиатура EVIL (Electronic Viewfinder Interchangeable Lens), которую мы тоже рассматривали. В переводе означает «Сменная оптика и электронный видоискатель». В противовес зеркалкам — камерам со сменной оптикой, но с оптическим видоискателем. Данное название даже тогда выглядело очень правильно, но было отвергнуто из-за того, что больше походило на злую шутку, нежели на рабочий вариант. Слово EVIL на английском означает «Зло». Я думаю, и в русском языке знатоки придумали бы, как его расшифровать».
Георгий ПОЛИЦАРНОВ
www.prophotos.ru
Еще новости от ОНЛАЙН ТРЕЙД.РУ | Новости от других фирм города |
---|---|
Может ли престижный смартфон быть доступным? Morakniv: работникам ножа и топора Bamboo Smart: цифровая ручка для Samsung Librederm: российское качество Зимнее настроение от TANGLE TEEZER |
Найфл Пора обновить офис! Найфл Распродажа кирпича! Найфл Подарки любимым! Найфл Хотите новый телевизор? Найфл Работаем в праздники! Найфл Принимаем оплату халвой! Найфл Пора! Найфл Новогодние скидки! Эльдорадо «Эльдорадо» запускает мобильный гид по технике с персональными предложениями Найфл Очень черная пятница! |
Контакты Реклама на сайте Обмен ссылками Справка Карта сайта | ]]> ]]> |